Проблемы классификации нарушений в финансовой сфере

Чистова Вера Ергешевна, Шипилева Елена Михайловна
Вестник АКСОР № 4/2014 (32)

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (редакция от 4 ноября 2014 г.) контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативно- го анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) стандартами внешнего государственного аудита (контроля).
В ходе контрольных и экспертно- аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой, выявляется большое количество нарушений, касающихся нецелевого использования бюджетных средств, осуществления государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка и ряд других нарушений .
В то же время отсутствие единой классификации выявляемых нарушений приводит к искажению учетных и отчетных данных при взаимодействии самих органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. В целях внесения единого понимания употребляемых терминов и совершенствования учета нарушений актуальной является за- дача разработки классификатора нарушений, призванного обеспечить единство квалификации нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).
В настоящее время работниками органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении контрольных мероприятий и квалификации вы- явленных нарушений применяется ряд классификаторов, различных по структуре и форме.
Действующий в настоящее время Классификатор нарушений Счетной палаты утвержден Коллегией 26 июня 2009 года и вступил в действие с 1 января 2010 года . Классификатор является информационно-справочным документом и предназначен для использования инспекторами Счетной палаты при подготовке и проведении контрольных мероприятий. Он, по сути, является систематизированным перечнем нарушений, построен по отраслевому принципу и с учетом существенного изменения бюджетного законодательства подлежит актуализации.
Надо сказать, что это весьма громоздкий документ. При квалификации выявленных нарушений по этому Классификатору инспекторский состав испытывает некоторые трудности.
Для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации действует Классификатор нарушений и недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса, утвержденный Решением Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов (АКСОР) от 9 октября 2007 года, и актуализированный в 2013 году. В настоящее время Ассоциация преобразована в Совет контрольно-счетных органов при Счетной палате. При этом некоторые контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации не применяют этот Классификатор, а предпочитают пользоваться собственными классификаторами. Классификатор АКСОР включает такую терминологию как нарушения, недостатки и их последствия (ущерб, недопоступление и утрата государственных средств, избыточные расходы и без- результатные расходы, дополнительная нагрузка на бюджет).
Таким образом, наличие различных видов классификаторов приводит к различиям в оценке выявляемых нарушений и, вследствие этого, несопоставимости отчетных данных по деятельности контрольно-счетных органов, а также самой Счетной палаты с учетом различий в полномочиях.
В июне 2014 года приказом Председателя Счетной палаты в целях выработки единых под- ходов к определению нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), была создана рабочая группа по разра- ботке единого Классификатора нарушений. В ее состав вошли представители Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В итоге рабочей группой разработан Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), и 3 декабря 2014 года одобрен на заседании рабочей группы, а также на заседании Комиссии по вопросам методологии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате.
Классификатор призван обеспечить единство квалификации нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), внешнего государственного и муниципального финансового контроля на основе принципа законности, означающего точное и единообразное соответствие квалифицируемых нарушений требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
Правонарушения соотнесены со статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральными законами о бухгалтерском учете, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, приказами Минфина России и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Классификатор нарушений предусматривает только классификацию нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).
В рамках Классификатора не рассматривается неэффективное использование бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Контрольные органы используют разные подходы к оценке эффективности или неэффективности государственных расходов. И здесь принципиально важно выработать единые подходы.
Разработанный Классификатор нарушений предусматривает указание на меры ответственности, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях выявления и квалификации соответствующих нарушений, являющихся основанием для оформления протоколов об административных правонарушениях.
С учетом указанных особенностей и возможных сложностей применения нового Классификатора нарушений, внедрение его в практическую работу инспекторского состава Счетной палатой планируется в два этапа:
— с 1 января 2015 года в целях его практической апробации сроком на один год;
— с 1 января 2016 года в качестве отдельного приложения к стандарту внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия».
Действующий в настоящее время Классификатор нарушений Счетной палаты будет использоваться при подготовке отчета о работе Счетной палаты за 2014 год.
Аналогичный порядок внедрения ново- го Классификатора нарушений предложен контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В 2015 году рабочей группой будет продолжена работа в целях осуществления мониторинга практического использования Классификатора нарушений и обобщения предложений по его совершенствованию с внесением соответствующих изменений. Запланирована подготовка комментариев (методических рекомендаций) о порядке его применения на основе результатов практического применения в период апробации с привлечением научно-практического потенциала Федерального бюджетного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» (НИИ СП).
Кроме того, в 2015 году в целях оказания методической помощи по использованию в работе Классификатора нарушений НИИ СП будет разработана программа и организовано обучение инспекторского состава Счетной палаты и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.



Оставить комментарий